Использование товарного знака Конкурента в контекстной рекламе

В последние годы число способов продвижения бренда значительно увеличилось: внимание потребителей привлекается к продуктам и услугам через таргетированную рекламу, email- рассылки, баннеры, тизерную рекламу, контекстную рекламу и иные средства. 

Контекстная реклама является одним из наиболее дискуссионных (в юридическом смысле) способов продвижения. 

Что такое контекстная реклама?

Исходя из общего понимания и устоявшейся практики, контекстная реклама представляет собой категорию рекламных объявлений в сети Интернет, которые демонстрируются пользователю на основе проявления интереса к той или иной категории товаров или услуг (далее – товары). В основе этого лежит механизм работы контекстной рекламы с использованием при ее настройке ключевых слов. 

При вводе пользователем определенных слов в строку поиска или при посещении пользователями релевантных сайтов (информация об этом собирается с помощью cookies) пользователю отображаются соответствующие им рекламные объявления, которые имеют совпадения или частично пересекаются с искомым товаром или с его категорией. Таким образом, поиск потребителем товаров по ключевым словам трактуется как проявление заинтересованности в их приобретении и является триггером для появления контекстной рекламы. 

Как связана контекстная реклама и права на товарные знаки и фирменные наименования?

Поиск по ключевым словам является одним из самых действенных способов повышения эффективности маркетинга. Зачастую при настройке контекстной рекламы в качестве ключевых слов используются бренды конкурентов, чтобы при поиске определенных товаров в выдаче по запросу пользователю отображалась и реклама товаров рекламодателя. Как правило, такие рекламные объявления отображаются над строками результатов поиска, то есть выше, чем Интернет-страницы, более точно соответствующие введенному запросу.

Специальных требований для рекламы в сети Интернет не предусмотрено, не существует также и легального определения контекстной рекламы. Это значит, что контекстная реклама должна соответствовать общим нормам, изложенным в Законе Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Запрещено использовать рекламу, если она является ненадлежащей. Согласно абз. 5 ст. 2 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается недостоверная, недобросовестная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.

Правомерно ли использование товарных знаков и фирменных наименований, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам, при настройке собственной контекстной рекламы? 

В отношении средств индивидуализации в рекламе существуют следующее общее ограничение – запрещается использование наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование (п. 9. ст. 10 Закона о рекламе). 

Так, согласно п. 2 ст. 1019 Гражданского кодекса Республики Беларусь, никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения его владельца. Аналогично, использование фирменного наименования допускается только с разрешения его обладателя, при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение (п. 2. ст. 1016 ГК).

На первый взгляд, ответ на вопрос о допустимости использования чужих товарных знаков (или иных средств индивидуализации) в контекстной рекламе без разрешения их владельца является однозначным: этого делать нельзя. И все же ответ не так однозначен.

Согласно подп. 1.1 - 1.5 п. 1 ст. 20 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» использование товарного знака для индивидуализации товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, осуществляется, в том числе путем применения товарного знака: в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь, в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени, при иных способах адресации).

Контекстная реклама же является невидимой для третьих лиц. Сами по себе они не входят в рекламное объявление и не демонстрируются пользователям, а также не служат средством индивидуализации товаров или услуг. Ключевые слова в рекламе – это только критерий показа рекламы в поисковой системе. Из этого может быть сделан вывод, что использование в ключевых словах не является самостоятельным способом использования товарного знака. 

Дополнительная сложность возникает также и с доказательством факта незаконного использования товарного знака – фиксация осмотра веб-страницы не даст желаемого результата, если на самом сайте идентичное или схожее с товарным знаком обозначение не используется. 

Если использование чужого товарного знака в ключевых словах направлено на получение выгоды или преимущества в предпринимательской деятельности за счет бренда конкурента, могут ли такие действия квалифицироваться как недобросовестная конкуренция?

Статьи 25–30 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Антимонопольный закон) устанавливают прямой запрет на совершение отдельных действий, которые представляют собой недобросовестную конкуренцию путем (1) дискредитации; (2) введения в заблуждение; (3) некорректного сравнения; (4) связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности; (5) связанную с созданием смешения; (6) связанную с незаконным получением, использованием, разглашением коммерческой, служебной или иной охраняемую законом тайны.

При этом Антимонопольный закон не устанавливает исчерпывающий перечень видов и форм недобросовестной конкуренции, и в ст. 31 закрепляет, что запрещаются и иные формы недобросовестной конкуренции наряду с перечисленными выше. 
П. 2 ст. 10-bis Парижской конвенции, которая действует и на территории Республики Беларусь, установлено, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

При условии, что недобросовестный рекламодатель и правообладатель действуют на одном товарном рынке (являются конкурентами), а использование товарного знака в ключевых словах создает смешение или вводит в заблуждение, создавая преимущества рекламодателю и нанося убытки правообладателю, такие действия могут быть квалифицированы как акт недобросовестной конкуренции. Наличие или отсутствие совокупности всех признаков недобросовестной конкуренции антимонопольный орган будет устанавливать, исходя из конкретных обстоятельств и с учетом представленных доказательств. 

А по какому пути идет практика?

Среди опубликованной в открытом доступе практики Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее - МАРТ) имеется несколько решений, вынесенных комиссией по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, в которых, в том числе, дается оценка использованию в качестве ключевых слов в рекламе в сети Интернет обозначений, совпадающих со средствами индивидуализации конкурента.

В частности, наиболее интересные выводы содержатся в решении №350/28-2021 комиссии МАРТ по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства от 25.06.2021 № 35. Данным решением был установлен факт отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, поскольку имеющимися материалами не установлено наличие совокупности всех признаков недобросовестной конкуренции. А именно, в ходе рассмотрения дела не было установлено, что действия конкурента по использованию индивидуализирующей части фирменного наименования в качестве ключевых слов при размещении рекламы в Интернете оказали существенное влияние на результаты поисковой выдачи («результат такого влияния недостаточен») путем демонстрации пользователю рекламных объявлений, не имеющих отношения к первоначальному поисковому запросу. Соответственно, не установлено, что указанные действия привели к смешению на рынке, а следовательно, и к перераспределению спроса в пользу конкурента.

Практический интерес представляют также выводы из решения Коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь от 09.12.2021 по делу № 1ИГИП21133. В решении судом был сделан вывод, что ключевые слова в настройке контекстной рекламы выполняют только техническую функцию и применяются для показа рекламного объявления в поисковой системе. Такое использование товарных знаков и фирменных наименований в контекстной рекламе не индивидуализирует чьи-либо товары или услуги и не создает возможности их смешения, в связи с чем такие действия не нарушают исключительные права правообладателя.

Что касается правоприменительной практики в Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС РФ) занимает позицию, близкую белорусскому суду и МАРТ, и считает, что само по себе включение обозначения, совпадающего с товарным знаком либо фирменным наименованием конкурента, в число ключевых слов при оформлении контекстной рекламы не может рассматриваться как использование средства индивидуализации в смысле Гражданского кодекса РФ, поскольку данное действие не направлено на индивидуализацию собственных товаров (услуг) (Письмо ФАС России от 21.10.2019 N АК/91352/19 «Об использовании средств индивидуализации в качестве ключевых слов»). При этом из письма ФАС РФ следует, что акт недобросовестной конкуренции может иметь место, если товары рекламодателя и его конкурента являются взаимозаменяемыми и имеют общую географию введения в гражданский оборот, происходит перераспределение спроса в пользу предполагаемого нарушителя, а также присутствует реальная возможность смешения товаров потребителями. Возможность смешения имеет место, если у пользователя может возникнуть впечатление, что при переходе по рекламной ссылке он будет переадресован на сайт правообладателя товарного знака либо сайт, иным образом связанный с ним.

Вместе с тем судебная практика Российской Федерации неоднородна. В частности, в п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» закреплено, что использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции.

В указанном Постановлении Пленум Верховного суда РФ не утверждает, что всякое использование ключевых слов есть нарушение, а лишь допускает, что это может быть нарушением «с учетом цели такого использования».

Если рассматривать мировую практику, то судебные решения в ЕС или США также не отличаются единообразием. Вместе с тем известны прецеденты, когда использование товарного знака в контекстной рекламе, повлекшее возможность введения пользователей в заблуждение, признавалось нарушением исключительных прав правообладателя. 

Белорусская судебная практика по использованию товарных знаков в контекстной рекламе находится еще на пути своего становления. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на данный момент шансы доказать факт нарушения существенно выше, если бренд указан непосредственно в тексте рекламного объявления, который виден пользователю.

Для того чтобы защитить права на интеллектуальную собственность, требуется проанализировать факт нарушения, выработать правовую позицию и стратегию, собрать и подготовить необходимые доказательства, избрать верные способы правовой защиты.

Чек-лист для защиты Ваших интересов:

  1. Товарный знак должен быть зарегистрирован и охраняться на территории Республики Беларусь, чтобы можно было предъявить требование о нарушении прав на него. Проверьте классы регистрации товарного знака – это те товары и услуги, на которые распространяется правовая охрана. 
  2. Зафиксируйте имеющиеся доказательства до направления претензии нарушителю, поскольку после получения претензии очевидные следы нарушения могут быть удалены (например, протокол осмотра нотариусом веб-страницы, если на сайте, в отображаемой ссылке (URL) или в самом доменном имени используется Ваше средство индивидуализации).
  3. Подготовка и направление официальной претензии с приложением копии свидетельства на товарный знак нередко позволяет остановить его использование в контекстной рекламе. В некоторых случаях целесообразна также подача жалобы непосредственно оператору поисковой системы по установленному им алгоритму, что позволит заблокировать объявления, содержащие товарный знак.
  4. Для того чтобы привлечь рекламодателя к ответственности за недобросовестную конкуренцию, должны быть доказаны в совокупности четыре условия:
    • Вы и рекламодатель являетесь конкурентами на одном товарном рынке;
    • действия рекламодателя направлены исключительно на получение преимущества в предпринимательской деятельности;
    • действия рекламодателя противоречат антимонопольному законодательству или требованиям добросовестности и разумности; 
    • своими действиями рекламодатель причиняет или может причинить либо вам убытки, либо нанести вред деловой репутации.

      Недоказанность хотя бы одного из вышеперечисленных признаков исключает признание действий конкурента актом недобросовестной конкуренции.
  5. Если Вы самостоятельно настраиваете рекламу, мы рекомендуем оценить возможные юридические риски и их последствия и избегать использования товарных знаков конкурентов. Объясните работнику, ответственному за настройку контекста, что можно и что нельзя использовать в ключевых словах. Если Вы заказываете продвижение в рекламном агентстве, установите в договоре запрет на использование товарных знаков конкурентов в ключевых словах и укажите ответственность за нарушение.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о последних изменениях в законодательстве и новостях SBH Law Offices